Материалы по теме

Обои как элемент интерьера

Выбор, вероятней всего, вначале определяет необходимый цвет. Прежде всего, следует определиться с назначением обоев:

  • фон для вещей, составляющих интерьер вашего жилища;
  • основная, ударная, цветовая часть интерьера.
  • Понятно, что в первом случае они не должны навязчиво выделяться, «спорить», «забивать» вашу мебель, шторы, ковры и иные предметы. Не выделяться, а выделять!

    Достаточно вспомнить, что одна только полка с цветными корешками книг, вазами, статуэтками, бижутерией, не говоря уж о сервантах, стенках, шкафах, подчас по обилию красок может поспорить и с живописной картиной, а квартира в целом — с картинной галереей. Общий, суммарный цветоэффект способен в этом случае устроить такой «винегрет красок», что вскоре, начав раздражать, будет требовать чего-то более спокойного, привычного.

    Светлые, сдержанные, спокойные фоновые тона — сероватые, бежевые, охристые, зеленоватые — проверены опытом как картинных галерей, так и жилищных интерьеров. Ни резких цветовых пятен, ни слишком контрастных рисунков, узоров. Цвета нередко могут быть комбинированными, сложными. С беловатыми или близкими к ним переходами они еще более высветляют весь вид, освежают, что особенно предпочтительно при северном освещении.

     

    Основное предостережение законов цветодинамики — избегать столкновения крайних противоположностей (красный — зеленый, синий — оранжевый). Кратко теорию цвета можно представить себе в виде четырех круговых групп: красно-коричнево-оранжевые, примыкающие к ним с одной стороны сине-лилово-сиреневые, с другой — золотисто-желто-лимонные с продолжающими их и противостоящими первым зелено-голубыми тонами. «Родственники» и «близкие» располагаются по соседству, противоположности — напротив.

    Основная рекомендация теории: ставка на родственные тона. Скажем, ореховому и красному (дереву) — бежевые и охристые фоновые цвета, что, однако, допускает иногда (для пущего выявления) и мягкое сведение антиподов. Так, деликатный зеленый может быть фоном в экспозиции многоцветных, с обилием противоположных ему тонов, картин.

    Серые, сероватые, близкие к цвету холста тона универсальны в большинстве случаев. Чуть оживленные тонким, скажем, красным штрихом с более ярким бордюром выглядят уже нарядно и даже празднично.

    Второй случай имеет другую цель: выразить все богатство интерьера плоскостями стен, броскостью, оригинальностью цветодизайна.

    Положим, уже с прихожей ваша задача «сломать» или расширить привычное пространство, поразить неожиданностью, не дать вошедшему сразу понять и отличить иллюзорное от реального. Так, например, между колонноподобным светлым орнаментом — темная, тонущая вдаль глубина, повторяясь в зеркалах, может совершенно нарушить представление о действительных размерах первого и последующего за ним залов. Использование таких зрительно объемных обоев, как и вообще приема, построенного на игре светлых и темных плоскостей, требует определенного навыка и уверенности в успешном достижении необходимого эффекта. Высота, ширина, угол зрения и т.п. — все должно быть продумано, взвешено.

    Для дизайна с акцентом на плоскости стен, при малочисленности или невыразительности прочих предметов, — материала более чем достаточно. Здесь и парящие облачно-птичьи поднебесья, и «сказка леса», и просторы полей, и краски джунглей и, кажется, все, что только могут выдумать фантазия и природа. В этих, рассчитанных на живописно-картинное воздействие полотнах, следует выделить две основные группы.

  • Обои, несущие натурные (или близкие к ним) изображения звезд, планет, облаков, птиц и пр.
  • Стилизованные под «натурные», решающие тему условно-декоративными приемами.
  • При отсутствии неких исключительных, связанных с особой привязанностью, профессией и пр. причин, предпочтение, на наш взгляд, лучше отдать вторым. И это не потому только, что первые, подобно фотообоям, рискуют вскоре выйти из моды (кратковременное приятное времяпрепровождение «на природе» и «постоянная прописка» — не одно и то же), а потому, что лишь ненатурные, абстрактные цветокомпозиции и узоры способны в наибольшей степени навеять нам, передать всю непредсказуемость необычности, загадочность бесконечности Мироздания.

    Обои для малышей не всегда лучше подбирать по количеству на них «мишек и зайчиков», коих у детей предостаточно может быть в игрушках и книжках. Забота о свето- и цветоносности обоев для малышей представляется здесь нам более благодарной задачей.

    Небезынтересен вариант с решением плоскостей под природные, органические, строительные и подобные им материалы: дерево, солому, мрамор, кирпич, циновки, изразцы, гжель и т.п. Некоторые из таких обоев неплохо подходят и для обновления вспомогательных помещений (прихожих, кухонь, ванн), некоторые даже для обновления мебели.

    И, наконец, — об орнаментах и узорах, основных изографических элементах обоев. Их великое множество, и полагаться при выборе лишь на вкус, пожалуй, недостаточно. Не замеченные подчас их тихие особенности могут потом заметно сказаться в интерьере,

    снижая, уменьшая, суживая, искривляя, затемняя и всячески искажая пространство, или наоборот — делая его более привлекательным.

    Учитывать здесь следует буквально все: направленность штрихов и линий, насыщенность (удаленность друг от друга), крупность (мелкость), ритмичность (аритмичность), запутанность (простоту), вплоть до таких едва уловимых тонкостей, как «звучание», «созвучность», «родственность» тому или иному (простому-сложному) цветофону. Каждый такой фактор требует осмысленной расшифровки. К примеру, вертикальная или горизонтальная направленность штрихов повышает или расширяет плоскость, высветление способствует их отдаленности (растянутости), при этом понятно, что крупность узоров — это не для малых комнат.

    Есть еще некие тонкости в подготовленности к прочтению многосложных узоров. Так, у наших дизайнеров-художников замечались подчас «обои-оборотни», когда запутанные узоры ветвей и цветов при неком ином, боковом или несколько утомленном взгляде, смотрели на вас уже не цветами, а разными то смешливыми, то злыми «черторожицами». У малознакомых нам зарубежных авторов (особенно восточных) явление подобного двучтения возможно в замысловатых подборах геометрических фигур, орнаментов. Подтекст их может быть религиозным, значимым.

    «Строительный сезон»