Изысканная пластика декора

Декорирование при помощи лепнины известно с незапамятных времен. Еще в Древнем Египте помимо резьбы по камню использовались предметы декора из натурального гипса и алебастра, которые, кстати, дошли до нас в изумительном состоянии. Расцвета лепной декор достиг во времена античности. По раскопкам нам известны великолепные образцы архитектурных украшений, которые некогда создавали облик и интерьеры древних построек Греции и Рима. Именно с тех давних пор на протяжении всей истории искусств столь популярны изобразительные орнаменты, бордюры и карнизы, колонны и пилястры, розетки и консоли - элементы, которые во все времена придавали любому архитектурному творению парадный и респектабельный вид.

В зависимости от господствующего стиля и моды на отделочные материалы менялся внешний вид декоративных рельефов. Высеченные в мраморе или отлитые в гипсе, вырезанные из дерева и покрытые бронзой, они неизменно присутствовали в интерьере богатого дома, украшали фасады частных особняков, "формировали лицо", "вносили дух" и "создавали атмосферу".

Традиции, заложенные античностью, бережно наследовались от эпохи к эпохе, совершенствовались и приобретали новые характерные черты. Так, лепнина служила достойным украшением ренессансного интерьера и стала не просто неотъемлемой частью, а своего рода визитной карточкой обстановки в стиле барокко и рококо. Очередного взлета и совершенства ей удалось достичь в эпоху классицизма. Столь непродолжительно царивший модерн также внес свои характерные черты в историю художественной лепнины, придав ей капризную элегантность, динамику и асимметричность изобразительного ряда. Независимо от стиля лепнина всегда (или почти всегда) считалась bon ton. Естественно, она сохранила свой статус и сегодня, когда огромное количество частных интерьеров оформлено на самом высоком уровне и как "эксклюзив".

Декоративные наклонности

Исторически сложилось так, что элементы лепного декора чаще всего напоминали стилизованные растительные формы. Подобные мотивы и по сей день считаются наиболее распространенными. Традиционная лепнина предполагает множество изящных, плотно скомпонованных деталей в виде стеблей и листьев, цветов и побегов. Лавр и эвкалипт, гирлянды из аканфа и пальмовых ветвей, виноградная лоза и перевитые стебли, запечатленные в гипсе, всегда служили атрибутами высокого стиля архитектуры и интерьера. Кроме того, в качестве лепных украшений нередко использовались орнаменты, имитирующие пластику морских волн, причудливо изогнутых раковин, диковинных рыб, птиц, животных и насекомых. При этом каждый элемент имел свое символическое значение. Например, цветы и фрукты олицетворяли плодородие, листья пальмы или лавра передавали хвалебный и прославляющий тон, а изображения совы и змеи означали спокойствие и мудрость.

Наряду с декоративным в архитектурных формах присутствовал и строгий орнамент. Он украшал прежде всего классический античный интерьер. Не менее популярны геометрические лепные узоры и сегодня. Так или иначе, архитектура прежних эпох всегда находила отражение в бордюрных фризах, напоминающих гирлянды, медальонах из стилизованных шишек и бутонов, колоннах и пилястрах с нарядными капителями. Лепнина в современном интерьере в большинстве случаев повторяет то лучшее, что создано на протяжении веков.

Возвращаясь к "Венере с амуром"

Из множества материалов, пригодных для выполнения декоративных элементов фасада или интерьера, история и здравый смысл остановились на гипсе. Именно гипсовой лепнине суждено было стать техникой, традиционной для тех случаев, когда необходимо придать архитектурному творению и обстановке чуточку великолепия.

Гипс - удивительный материал: живой и дышащий, трепетный и отзывчивый. Ему нет равных при создании таких важных мелочей, которые будет украшать только ваш интерьер, только ваш дом и только вашу жизнь. К тому же невозможно найти материал столь же экологически безвредный, дешевый в ремонте и реставрации и позволяющий комбинировать разные виды отделки. Приверженцы старого доброго гипса добавят в список его достоинств и высокую пожаробезопасность, и что-нибудь еще. Все правда, недаром он остается непревзойденным столько времени. Недаром именно он украшает большинство интерьеров и фасадов неподражаемого Петербурга, Рима, Парижа, Кельна, Лондона и других "жемчужин".

Гирлянды аканфа и стилизованные изображения жука; потолочные плафоны в виде россыпей цветов и бордюры, напоминающие вереницу морских ракушек; колонны, увенчанные головой диковинного животного, и стрекоза, навечно застывшая в декоре консоли; геральдические медальоны и портреты, этническая символика и тайные знаки - все это и многое другое благодаря гипсу возникает не только в нашем воображении, но и наяву. Однако если задача сводится к более традиционным формам декора, когда не требуется эксклюзивного исполнения, целесообразнее воспользоваться продуктами высоких технологий. Появившись сравнительно недавно, они уже заставили заслуженный классический лепной декор потесниться на его пьедестале.

В ногу с "высокими технологиями"

Гипс - материал дешевый, но поскольку процесс создания лепных украшений из него тяжелый и трудоемкий, в итоге получается и долго, и дорого. Справедливости ради стоит отметить, что для изготовления лепных форм годится множество материалов, способных принимать разные формы и застывать, сохраняя их. Это и штукатурка, и цемент, а в редких случаях даже металл. Казалось бы, чего же еще? Все эти субстанции давно и хорошо известны. Однако прогресс не остановить: новое время диктует новые материалы. Такие, например, как стекловолокно, стеклокомпозит, полистирол. Но главным конкурентом гипса стал вспененный полиуретан.

Первые синтетические потолочные карнизы появились в Европе в середине прошлого века. Материалом для их изготовления служил популярный тогда полистирол. А вот полиуретан (или пенополиуретан), придуманный русскими учеными еще в 1930-е годы, начал свое триумфальное шествие гораздо позже. России, понятное дело, долго было не до лепного декора, поэтому развитые страны Европы первыми начали с успехом воплощать советское ноу-хау в жизнь.

Пенополиуретан - хоть и не дешевое, но легко получаемое сырье, особенности производства лепнины из которого позволяют создавать рельеф необходимой формы и высоты. Его удобно хранить и транспортировать. Полиуретан является экологически чистым материалом. Он "допускает" практически любые грунтовочные покрытия, благодаря которым его можно мыть. Но главное - он чрезвычайно долговечен, в отличие от своего натурального прообраза. Полиуретановая лепнина со временем не растрескается и не осыплется. Другим ее преимуществом является простота в монтаже: чтобы самостоятельно приклеить элементы декора из полиуретана, не нужно обладать никакими специальными навыками, достаточно лишь следовать инструкции. Остается добавить, что на вид такая синтетическая лепнина ничем не отличается от классической гипсовой, так что по совокупности свойств ее можно отнести к разряду заслуживающих внимания.

В плену сомнений

Лепнина из полистирола считается самым дешевым способом украшения жилого пространства и придания ему классической завершенности. Однако есть одно ограничение: полистирол рекомендуется использовать лишь там, где исключены механические повреждения. Например, высоко под потолком - в качестве карниза. А обрамление дверных проемов, окон, арок и зеркал - закрытая для него область. Полистирол дешевле гипса, а гипс дешевле полиуретана. Но конечная цена лепнины будет зависеть не только от материала, но и в огромной степени от сложности элементов декора и от известности фирмы-производителя.

Лепнина открывает широкий простор для экспериментов - разделения пространства на функциональные зоны, сглаживания острых углов, расстановки акцентов, подчеркивания тех или иных деталей, создания разнообразных декоративных эффектов и т. д. Ассортимент лепных средств сегодня необычайно широк: множество карнизов с лепным орнаментом, розеток, украшающих пространство вокруг люстр; пилястры и колонны, пьедесталы и консоли, профили и молдинги, накладные панели и арочные обрамления (всего и не перечислить!), выполненные в разных художественных стилях. И все это лепное великолепие продается отдельными модулями и элементами, из которых придется самостоятельно создавать композицию. Поэтому существует реальная опасность не угадать те самые, нужные элементы или в порыве желания улучшить интерьер переборщить, превратив его в безвкусную и аляповатую выставку фрагментов малой пластики.

А цвет! Кто сказал, что лепной декор обязательно должен быть белым? Ничего подобного, он может имитировать бронзу, быть золоченым или просто раскрашенным в тон стены, тонированным под дерево, покрытым патиной или напоминающим состаренный мрамор. И т. д. и т. п. Проблема выбора - действительно проблема. Однако она не должна стать препятствием для создания респектабельного интерьера, выполненного по оригинальному проекту, с учетом вкусовых пристрастий хозяина и с соблюдением принципов классической эстетики.